Главная » Статьи » Мои статьи

Творческий отчет учителя начальных классов Аникиной Ирины Юрьевны
Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование контрольно-оценочной деятельности у младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова» Подготовила Учитель Начальных классов МОУ СОШ№12 Г.Вышний Волочек Аникина И.Ю. Оглавление. 1.Введение. 2.Глава l.Теоретические основы системы работы по формированию контрольно-оценочной деятельности у учащихся. §1. Проблемы контроля и оценки в учебном процессе школы. §2. Психологические аспекты влияния оценки на развитие личности ребёнка. §3. Психолого- педагогические основания и особенности действий контроля и оценки в образовательной системе Д.Б.- Эльконина - В.В. Давыдова. 3.Глава ll. Механизмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся. §1. Система работы педагога по формированию контрольно- оценочной деятельности в учебной деятельности. §2.Детские инструменты формирования контрольно-оценочной деятельности. 4.Заключение. 5.Приложения. 6.Результативность. 7.Литература. Введение. 1.Проблемный анализ ситуации. Необходимость фундаментальной реформы оценочной деятельности высказывается многими известными педагогами и психологами, особенно сейчас, в свете модернизации российского образования. Психологи, педагоги установили, что современные дети отличаются от тех, кто подрастал 50, 20 и даже 10 лет назад. Они меньше зависят от взрослых, у них масса источников информации о мире. Они нуждаются в оценке родителей, учителя, но не воспринимают их однозначно, ведь современный мир предлагает ребёнку массу иных образцов для сравнения. В этом мире человеку важно не просто научиться поступать так, как от него требуют « вышестоящие инстанции», а уметь выбирать собственную линию поведения. Человек должен научиться решать, стоит ли ему соглашаться с тем, или иным суждением, самостоятельно реагировать на внешние оценки, адаптироваться к неудаче или успеху. Это может сделать тот, кто умеет критично относиться к своей деятельности и оценкам других людей. 2.Актуальность. Общепринятые процедуры оценивания не позволяют справедливо судить о наиболее важных результатах любого педагогического процесса, поскольку выполняемые разными учениками задания слишком отличаются друг от друга, чтобы эти различия могли быть выражены в баллах по небольшому числу «шкал». Исследования, проведенные Дж. Равеном, позволяют сделать вывод, что «существующая система оценивания не распознает таланта учеников, тормозя их развитие, сужая их возможности, а также лишая общество отдачи от их потенциальных достижений»[2]. С умения контролировать и оценивать свои результаты, со способности понять «это я знаю и умею», « этого я совсем не знаю, но надо узнать», «это я знаю, но надо ещё разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующему, умеющему учиться. В традиционном обучении часто встаёт проблема контрольно- оценочной самостоятельности учащихся, но при этом в полной мере решить сложно, так как в традиционной системе обучения контроль и оценка находится исключительно в компетенции учителя, предполагается, что ученик всегда должен быть согласен с учителем. Система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова открыла передо мной возможность для решения данной проблемы, так как задача этой системы – формирование у учащихся умений учебной деятельности, а контроль и оценка являются отдельными действиями, составляющими структуру этой деятельности. Современное общество ставит перед нами задачу- воспитание человека, способного к самосовершенствованию, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, а не исполнительного школяра. Без перечисленных способностей учащийся не может стать подлинным субъектом учебной деятельности, поэтому действия контроля и оценки считаются стартовыми в формировании учебной деятельности. Противоречия педагогической деятельности, стремление решить которые привело к работе над темой «Формирование контрольно- оценочной деятельности у учащихся». Имеются: 1.Низкий уровень мотивации к учению. 2. Контроль и оценка рассматриваются, как самостоятельный акт, вне связи с остальными функциями учителя. 3. Контроль и оценка находятся полностью в компетенции учителя. Необходимы: 1.Учение- ведущая потребность, определяется внутренним мотивом. 2.Контроль и оценка рассматриваются в контексте учебной деятельности, как ведущие, определяющие компоненты. 3.Постепенная передача механизмов контроля и оценки к учащимся. Цель данной работы: проанализировать пути формирования контрольно- оценочной деятельности учащихся начальной школы, обучающихся по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1.Изучить научно- педагогическую литературу по данному вопросу. 2. Доказать, что овладение школьниками контрольно-оценочными действиями обобщенного характера способствует осознанию процессуальной стороны учебной деятельности. 3. Проанализировать, какие приёмы, формы, средства позволяют учителю сформировать действия контроля и оценки наиболее эффективно. 4. Разработать тестовые диагностические работы, способствующие формированию действий контроля и оценки школьников. Гипотезы: 1.Если учащиеся овладевают контрольно-оценочными действиями обобщенного характера, то это · приведёт к активизации их учебно- познавательной деятельности; · позволит учащимся правильно организовывать свою учебную деятельность; · на последующих этапах обучения самостоятельно ставить перед собой не только учебные, но и личностно- значимые, социальные задачи и решать их. 2. Если разработать систему диагностических заданий, то это позволит отследить уровень сформированности действий контроля и оценки у учащихся и позволит корректировать дальнейшую работу по их формированию. Глава l. Теоретические основы работы по формированию контрольно- оценочной деятельности учащихся. §1.Проблемы контроля и оценки в учебном процессе школы. На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой составной частью учебного процесса. От правильной организации разных аспектов контроля и оценки в нем зависит во многом успех в целом образования ребёнка. Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка - рефлексивной и прогностической. Перед обновляющейся школой стоит совершенно определенная задача: организовать процесс обучения так, чтобы учение стало для школьника одной из ведущих личностных потребностей, определялось бы его внутренним мотивом. Этот внутренний мотив не может быть сформирован без изменения всего процесса обучения, в том числе и характера контрольно-оценочной деятельности. В связи с этим место, роль контроля и оценки в учебном процессе должны меняться в двух направлениях: -в направлении постепенной передачи контрольно- оценочных механизмов от учителя к учащимся; -в направлении перехода от контроля, констатирующего к контролю диагностирующему, процессуальному. Формирование умения контролировать учебную деятельность, прежде всего самими учащимися сводится в педагогическом плане к следующему: -овладение действием контроля позволяет ученикам правильно организовывать свою деятельность, осознанно осуществлять коррекцию всех составляющих её действия; -формирование действий контроля способствует формированию таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе; -формирование умения контролировать учебную деятельность в начальной школе является важным этапом в подготовке учащихся к обучению в средней школе. Формирование контроля идёт от контроля за действиями других к контролю за своими собственными действиями. Второе действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного решения-это оценка, т. е установление того, усвоено ли то или иное учебное действие. В пределах начальной школы формирование двух названных элементов учебной деятельности представляет основную задачу. Для создания педагогической технологии контроля и оценки недостаточно ответить на вопрос, что необходимо контролировать и оценивать, нужно ответить ещё и на другой вопрос - как это сделать, т. е подобрать адекватные поставленным педагогическим задачам способы, приёмы и формы контроля и оценки. Существующие способы, методы контроля можно объединить в следующие группы: опрос, тестирование, психопедагогическое наблюдение, творческая работа, домашнее задание, контрольная работа. Классификация методов контроля представлена в схеме №1. Заключая рассмотрение проблем, связанных с организацией контроля и оценки, необходимо остановиться на формах оценивания учащихся. Установлено, что содержание оценочного акта и механизм его осуществления зависят от установок учителя, а последние - от используемой технологии обучения. Отсюда вытекает и ряд различий в содержании и способах оценивания. Первое отличие в содержании оценочных актов, осуществляемых на основе разных педагогических технологий (Г.К.Селевко, М.В.Кларик, Г.Ю.Ксензова), заключается в ориентации на применение индивидуальных или общепринятых эталонов. Вторым различием оценивания в альтернативных режимах обучения является отношение педагога к частоте оценивания и выставления отметок. Традиционной школе свойственна высокая частота выставления отметок. В инновационной школе учитель решает сам, как часто ему надлежит оценивать с учётом индивидуальных и личностных особенностей детей. Третьим параметром, отражающим противоположные подходы, являются варианты выставления итоговой отметки. Одни - по среднеарифметическому принципу, другие после итогового контроля (собеседование, проверочная работа, тестирование…) Четвертой отличительной чертой является форма фиксации результата. Одних устраивает 5-тибальная система. Другие (Г.А.Цукерман) используют различные виды оценочных шкал. Суть пятого различия в способах осуществления оценочного акта связана с тем, что при традиционном способе работы учитель сам оценивает детей. Задача же учителя, работающего в инновационных режимах, в обеспечении условий для самооценки школьником своих достижений и трудностей. Выводы: На основе теоретического анализа понятийного аппарата проблемы, рассмотрения основных направлений современных психолого-педагогических исследований в области контроля и оценки можно сделать следующие выводы: 1.Подходы к понятию «контроль» и «оценка» должны определяться конкретными педагогическими системами, их целями и задачами. 2.Решать проблемы контроля и оценки можно только координируя между собой все исследовательские направления, ориентируясь на конкретную педагогическую систему. 3.Изменения в контрольно-оценочной деятельности должны идти в двух направлениях: постепенной передачи контрольно-оценочных механизмов от учителя к учащимся и перехода от контроля, констатирующего к контролю процессуальному, диагностирующему и корректирующему. §2. Психологические аспекты влияния оценки на развитие личности ребёнка. Изучая данную тему, меня заинтересовал вопрос, действительно ли оценка имеет такое огромное влияние на формирование личности ребёнка в целом. Один известный педагог писал: «Я пришёл к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной, или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения.» С точки зрения психологов, главным недостатком существующей системы отметок и оценок (ТО) - это их возможное травмирующее влияние на ребёнка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слёз. Почему же оценка так важна в жизни ребёнка? Да, прежде всего потому, что она тесно связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество. Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребёнка его собственную ценность. Не отделяя себе от продукта своей деятельности, ребёнок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей. И, наоборот, при высоких оценках ученик ощущает себя способным, любимым- тем самым формируется высокая самооценка. Оценочная деятельность педагога также может оказать воздействие на мотивацию достижения: стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении целей. Каждый первоклассник видит себя отличником и по началу стремится им стать. Однако у учителя есть определенные критерии выставления оценок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, поставили «2», некоторое время горюет - и решает махнуть рукой. У такого ученика не формируется потребность в достижении цели, т. к достигнуть чего-то любой человек стремится только при положительной оценке своей деятельности. Школьная тревожность также напрямую связана с оцениванием. Причём тревожен, может быть и отличник и двоечник. Как показывают психологические исследования, самый большой страх- страх проверки знаний. И наконец, значительное влияние оценивание оказывает на взаимоотношение детей с окружающими. Оценки могут быть причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении - причиной суицида. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в руках педагога великая сила, которая может двигать вперёд развитие ребёнка, заставить поверить в свои силы, а может и уничтожить. Заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей жизни. От мотивации зависит, будет ли человек делать только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей. С целью доказательства или опровержения утверждения, что система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова способствует формированию у детей правильной самооценки и направлена на то, чтобы ребенок, прежде всего, приходил в школу за знаниями, а не за оценкой, я провела две методики: методика «направленность на отметку» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова), методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П., Ильин, Н.А.Курдюкова). Цель этого исследования - проследить, как идёт формирование мотивации обучения на отметку или на получение знаний. (Методики представлены в приложении). В исследовании участвовало 14 человек. 1.Алексеева Дарья 2.Белякова Елизавета 3.Вовчук Ульяна 4.Еленин Антон 5.Ларина Алеся 6.Магир Юта 7.Моисеев Григорий 8.Родионов Никита 9.Романов Егор 10.Семенов Денис 11.Спиридонова Анастасия 12.Фёдоров Антон 13.Фёдорова София 14.Чуркин Никита Результаты исследования таковы: 1-4 балла (высокий уровень) показали 3 человека; 5-8 баллов (средний уровень)- 9 человек; 9-12 баллов (низкий уровень)- 2человека. По результатам второй методики получила следующие результаты: 9-12 баллов (высокий уровень)-13 человек; 8-5 баллов (средний уровень)-1 человек; 4-1 балл (низкий уровень)-0 человек. Таким образом, сопоставление результатов двух методик (диаграмма №1) показывает, что у учащихся преобладает тенденция направленности на получение знаний. Результаты второй методики говорят о яркой выраженности мотивации на приобретение знаний. Выводы: В свете вышесказанного, можно сделать вывод, что традиционная система оценивания в современном обществе устарела, является травмирующим фактором, влияющим на развитие личности ребёнка. Необходимо искать альтернативные видов оценивания учеников. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова позволяет воспитать ребёнка со здоровой общей самооценкой, конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды или поводы к отказу и унынию от каких-то либо усилий. Диаграмма№1. Результаты методики «Направленность на отметку». Диаграмма№2. Результаты методики « Направленность на приобретение знаний». §3. Психолого-педагогические основания и особенности действий контроля и оценки в образовательной системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Одна из важнейших задач начального этапа образования - формирование основных механизмов учебной деятельности. От её решения зависят не только результаты начальной школы, но и успешность дальнейшего обучения. Самое главное при формировании учебной деятельности - перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность и осознанность применения усвоенного общего способа действия. Д.Б.Эльконин, В.В.Репкин в своих работах придают особое значение действию контроля в процессе решения учебной задачи. Под контролем авторы системы понимают, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действия. Основная форма контроля в учебной деятельности - это пооперационный контроль, т. е контроль за правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполняемого учебного действия его ориентировочной основе (« по плану действия»). Такой вид контрольного действия в учебной деятельности получил ещё одно название - «контроль-внимание». Этот вид контроля - необходимое условие решения задач, связанных с применением усвоенных знаний. Однако этого вида контрольного действия недостаточно для решения задач, поставленных в рамках системы Д.Б.Эльконина-В В Давыдова. Важную роль играет и контроль, приводящий к отказу от старого способа действий в новых условиях и стимулирующий ребёнка к поиску путей трансформации этого способа. Этот вид контроля применяется при постановке учебной задачи. Для того чтобы подобная задача была поставлена, учащиеся должны обнаружить дефицит своих возможностей, ограниченность применения уже известных им способов действий («плана»). Перед ними встаёт задача: проверить пригодность самого «плана», его соответствие фактическим условиям действия. Это задача тоже на контроль, но объектом контроля в ней является сам «план действия», а не его исполнение. Рефлексивный контроль направлен на ориентировочную основу («план») действия и состоит в проверке её соответствия фактическим условиям задачи. В связи с тем, что учебная деятельность (особенно на первом этапе образования) формируется в коллективно-распределительной деятельности в классе, поэтому интересен анализ функции контроля и оценки при организации совместных (коллективных) действий детей (Т.А.Матис, Г.А.Цукерман и др.). Можно выделить несколько видов контроля и оценки по направленности на объект этих действий. Взаимоконтроль и взаимопроверка участников совместной работы позволяет обучить детей самоконтролю за процессом (операционный контроль) и результатами собственной учебной деятельности (итоговый контроль). Другими словами, взаимоконтроль (ученик-учитель, ученик-ученик) является предпосылкой формирования действий самоконтроля у учащихся. Формирование действий самоконтроля является центральной педагогической задачей на начальном обучении (Д.Б.Эльконин). Итак, в рамках образовательной системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова контроль рассматривается как особое учебное действие, которое имеет следующие виды: -по объекту контроля - взаимоконтроль и самоконтроль; - по месту, занимаемому в процессе решения задачи, рефлексивный контроль, планирующий, операционный (диагностирующий и корректирующий), итоговый (констатирующий) контроль. Оценка также относится, прежде всего, к способу действия. Собственно функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик заданный способ действия и продвинулся ли он на ступеньку выше именно в этом отношении. Такая оценка относится к выполнению всей учебной задачи в целом и называется итоговой оценкой. Оценивание может быть действием, благодаря которому ученик оценивает свои возможности, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний ему не достаёт. Такой вид оценки может называться прогностической оценкой. Действие оценки-это и умение определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач. Такой вид оценки можно назвать рефлексивной оценкой. В своих исследованиях Г.А.Цукерман вместе со своими сотрудниками выделяла основу рефлексивной самооценки. Такой основой являются знания учащихся о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях, которые выражаются в двух способностях: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способности анализировать собственное действие. Обе эти способности в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова активноформируются на всех этапах учебной деятельности, однако центром, узловой точкой их формирования и функционирования является первый этап развивающего обучения. Авторами системы доказано, что учебная деятельность в классе может быть организована только на особом предметном материале, который состоит из системы научно-теоретических понятий. В системе РО следующим объектом контроля является качество формирования знаний учащихся. В системе РО в оценку качества знаний учащихся должны включаться: оценка самих знаний по трём его характеристика м (предметность, системность и обобщенность), способы их достижения, уровень развития мышления. Исходя из целей и содержания системы РО, можно определить следующие три взаимодополняющие составные части (линии) внешней контрольно-оценочной совместно-распределительной деятельности: -собственно учебная деятельность учащихся; -теоретические и эмпирические знания, способы их достижения и уровень развития теоретического ( рефлексивного) мышления; - способности умения учиться. Выводы: 1.Контроль и оценка в системе РО может рассматриваться только в контексте учебной деятельности школьников. Контроль и оценка есть особые действия, направленные на эффективное управление УД. 2.Для управления УД контроль и оценка должны носить процессуальный характер и рефлексивный. Для улучшения результативности обучения контроль и оценка должны иметь диагностико - коррекционную направленность. Для определения перспектив развития учащихся оценка должна быть прогностической, а контроль - планирующим. 3.Построение системы контрольно-оценочных действий, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, должно быть согласовано с целями и задачами каждой стадии и этапов образования в целом. Глава ll.Механизмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся. §1.Система работы педагога по формированию контрольно-оценочной деятельности в учебном процессе. Контрольно-оценочные действия являются одними из основных для формирования, как учебной деятельности школьников, так и системы понятий в разных предметных областях. Работая в массовой общеобразовательной школе, где критерием оценивания является 5-балльная система, важно построить так учебный процесс, чтобы оценка выступала как инструмент внешнего оформления, а не как ведущий показатель, характеризующий личность обучающегося. Поэтому формирование контрольно-оценочных действий начинается с первых дней прихода ребёнка в школу. Первая фаза учебного года - фаза совместного планирования и проектирования задач учебного года (фаза запуска). На основе сформированных конкретных целей на учебный год предлагаю детям стартовую проверочную работу (см. приложение). Она построена таким образом, что определяется не только актуальный уровень знаний учащихся, но и предлагаю задания «на разрыв». Данная проверочная работа задаёт перспективу, план действий на текущий учебный год, фиксируя исходный уровень знаний учащихся. Дети намечают вместе с педагогом цели и задачи на текущий учебный год (см. приложение). Формирование контрольно- оценочных действий учащихся на фазе постановки и решения системы учебных задач, прежде всего, происходит на уроках и на учебных занятиях. Учебное занятие становится местом, где разворачивается работа по освоению каждым учащимся приёмов и техник контроля и оценки. Учащиеся работают над операционным контролем по заданному алгоритму, эталону (создаётся в группе детей), над выделением критериев оценки выполнения заданий, над взаимоконтролем и взаимооценкой, над умением фиксировать и предъявлять свои трудности и проблемы классу, над умением предъявлять свои достижения. Одним из важных условий проведения занятия является «стол помощи». «Помощники» (см. приложение) – это схемы, модели, алгоритмы действий, предметный материал-всё, что может помочь ребёнку в работе над своими умениями и используется им не только как средство самоорганизации учебной работы. Проводится два типа занятий: исследовательское и тренировочное. Тренировочное занятие направлено на освоение способа - «работа над ошибками». Сначала учащиеся выполняют проверочную работу на уроке, где совместно с учителем анализируют задание, выделяют умения, из которых складывается выполнение задания. Учащиеся самостоятельно в оценочных листах (см. приложение) оценивают свою работу по определенным критериям, определяют, как получилась общая оценка всей работы. Затем на тренировочном занятии учащимся предлагается выбрать задания, с помощью которых они смогут потренироваться, и исправит свои ошибки. Задания оформляются на карточках. Ученики самостоятельно выбирают задания, при необходимости консультируясь с учителем или товарищами, работа продолжается и дома, затем происходит презентация работ (см. приложение). Исследовательский тип занятия близок к уроку, но благодаря организации удается выявить индивидуальные способы понимания. На занятиях исследовательского типа происходят свободные перемещения детей по классу, спонтанное объединение в группы, возникает обмен мнениями. Занятия способствуют появлению новых смыслов в работе учителя-главным становится не только то, что освоил ученик, но и то, как обнаружить детские способы понимания, какой индивидуальный диалог построить с каждым ребёнком. Организация такой работы в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, корректируя свои знания и умения. Это отправная точка для разворачивания индивидуальной самостоятельной работы каждого ученика. На учебных занятиях также использую оценочную деятельность учеников, так как самостоятельность складывается из следующих умений: -умение опознавать задачу, как «новую»; -умение оценивать свои возможности действовать в новой ситуации; -умение отделять известное от неизвестного. Контрольно-оценочные действия учащихся, в начальной школе ведущие при формировании учебной самостоятельности. Контроль и оценка в УД позволяют учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу. Например, на уроке, на этапе закрепления освоения знаний необходимо проводить «замеры» усвоения учащимися нового материала (способа действия). После объяснения темы, предложить детям самостоятельную работу тестово-диагностического характера (ТДР «на вход») для определения освоенности конкретных знаний и умений в каком-то способе действия. По окончании изучения темы провожу ТДР «на выход», чтобы ученики увидели «ошибкоопасные места» и, выполняя задания - находить правильные решения, обосновывать свой выбор. Итоги самостоятельной работы позволяют учителю определить, на каком уровне находится ученик. Остановлюсь подробно на ТДР. В системе РО различают 2 вида тестово-диагностических работ - «на вход» и «на выход». Особенность этих работ состоит в том, что приходится искусственно вычленять определенные этапы в действиях учащихся для «точечной диагностики затруднений». Работу нужно составлять таким образом, чтобы ученик мог показать выполнение каждой отдельной операции, входящих в общий способ. Пример ТДР «на вход» (см. приложение). При такой диагностической работе сразу видно, где ученик испытывает трудности. Она позволяет вскрыть причину, отработать конкретную ситуацию. Тестовая диагностическая работа «на выход» проводится по окончании изучения темы. Отличие её от ТДР «на вход» заключается в том, что в каждой операции представлены все возможные варианты ошибочного выполнения. Задача учеников не просто выполнить каждую операцию, а найти единственно правильное решение и обосновать ошибочность других вариантов. Пример ТДР «на выход» (см. приложение). Фаза рефлексии предусматривает проведение в конце учебного года итоговой проверочной работы. 1.Её содержание должно носить комплексный характер, отражать все уровни формирования знаний по программе текущего учебного года, способы действий в рамках этих знаний, уровень сформированности учебной деятельности, уровень развития мышления. 2.В итоговой работе обязательно должны быть задания, подобные заданиям из второй части стартовой работы с целью сопоставления результатов. Этим обеспечивается контроль перехода соответствующих знаний и способов действий из зоны ближайшего развития в зону актуального развития. 3.Учащимся должны быть представлены возможности выбора знаний, соответствующих разным уровням усвоения знаний, задания рефлексивного характера и творческого. 4.В завершении анализа и обсуждения работы необходимо соотнести полученные результаты с теми задачами, которые были поставлены в начале учебного года, проследить способы действий учащихся, которые помогли бы им решить поставленные задачи, зафиксировать проблемные точки, которые до сих пор остались у каждого ученика. (Пример итоговой работы см. в приложении). При выполнении проверочной работы любого вида, исходя из проблем формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся, на первый план выдвигаю критерии: самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок влечет за собой особое обсуждение, в котором зарождаются объективные критерии оценки. С первых дней обучения использую «волшебные» оценочные линеечки. После решения любой задачи ученик составляет небольшой рисунок и отмечает своё мнение о качестве выполненной работы и его оформлении. После проверки такую же работу проделывает учитель. Если согласна, то красным кружком, если нет, то свою отметку. В случае разногласий возникает проблема обсуждения правильности отметок и способа нахождения вариантов согласования. Красота Правильность «Волшебные линеечки» выступают удобным инструментом для дифференцированной оценки, с помощью которой можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию. Еще одна форма « волшебных линеечек», которые я использую на уроке. І--------------------------------------І---------------------------------------І все звуки слова половина звуков не нашел ни одного на месте потерялась, половина звука на месте.
 Начиная со второго класса, предлагаю учащимся оценочные листы, где ребёнок оценивает свои умения, затем определяет трудности, возникшие в ходе работы. На основании проделанной работы выстраивается программа коррекционной работы. Оценочный лист по теме «Измерение несколькими мерками». Что я знаю и умею по этой темеМоя оценкаОценка учителяМои трудности, мои ошибки
Умею измерять площадь с помощью заданной мерки рациональным способом
Умею выполнять действия с величинами
Умею решать примеры с переходом через десяток
Умею решать текстовые задачи с помощью чертежа
Умею строить отрезки по записи в таблице
Буквально с первых уроков предлагаю ученикам определить, с каким настроением они начинают или заканчивают учебный день. Оценивать свои знания, полученные на уроке, обучающиеся могут и в цветовой гамме. -мне понравилось на уроке, трудностей не возникло -мне понравилось на уроке, но были затруднения -у меня ещё не всё получается. Прошу помощи. При проверке тетрадей ошибки надо стараться не исправлять, а указывать на них. Ставить знак ?, тем самым объясняя ребёнку, что у вас к нему возник вопрос, на который ему необходимо найти ответ. За это оценка не снижается, а наоборот, ученик заслуживает похвалу, если сам исправил ошибку. Выводы: 1.Рассмотренные механизмы формирования контрольно-оценочной деятельности базируются на принципах образовательной системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. 2.Данные механизмы позволяют педагогу содержательно решать все основные задачи в рамках системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, а учащимся дают реальный инструмент в виде самоконтроля и самооценки. 3.Педагогический процесс направлен на индивидуальное движение каждого ученика. §2. Детские инструменты формирования контрольно-оценочной деятельности. Одним детских инструментов формирования действий контроля и оценки является «Карта знаний». «Карта знаний» заполняется учеником в течении года и позволяет отслеживать продвижение в знаниях изучаемого предмета и дальнейшие перспективы. Здесь же можно фиксировать и вопросы, ответы на которые ещё не получены (см. приложение). Следующий инструмент- это «Тетрадь открытий». Это своего рода хранилище знаний, личный справочник. Она ведётся на протяжении всего обучения в начальной школе, постепенно модифицируясь под задачи учебного года. «Портфолио ученика» - как вид контрольно-оценочной деятельности. Это накопление, систематизация, анализ и представление каждым ребёнком своих результатов и достижений за определённый промежуток времени (в данном случае за учебный год). Основные задачи, которые преследует данный вид работы: · поддержание высокой мотивации школьников; · поощрение их активности и самостоятельности; · формирование умения учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
Каждый ребёнок знает, что в конце учебного года он должен продемонстрировать всё, на что он способен. Ребята готовятся к этому, собирают и наполняют своё «портфолио» образцами и продуктами учебной деятельности (см. приложение). Выводы: Детские инструменты формирования контрольно-оценочной деятельности способствуют правильной организации учебного процесса, способствуют формированию таких личностных качеств, как инициатива, самостоятельность, ответственность. Выводы: Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: 1.Приведённые выше приёмы и методы контрольно- оценочной деятельности позволяют выстроить учебный год в соответствии с логикой самой учебной деятельности, выделив в нем несколько фаз: фаза «запуска», фаза решения системы учебных задач, фаза рефлексии. 2.Проведенная работа в рамках формирования контрольно-оценочной деятельности позволила разработать систему ТДР, стартовых проверочных работ, различные формы документации по отслеживанию динамики в знаниях и развитии учащихся. 3.Необходимо проведение учебных занятий, так как на таких занятиях у детей формируется контроль и рефлексия через специальные задания и формы работы в группе и парах. 4.Формирование контрольно-оценочных действий необходимо рассматривать с двух позиций: деятельность учителя и деятельность учащихся, тогда возможно большая часть школьников будет учиться с интересом и желанием на протяжении всех лет пребывания в школе.
Категория: Мои статьи | Добавил: xxl (31.10.2011)
Просмотров: 8424 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]